ВАЗ-2702


Сегодня принято считать, что пальма первенства в деле электромобилей принадлежит японцам. Именно они в своё время вывели на рынок гибрид Toyota Platz, потом и другие популярные версии машин, уже полностью лишённых стандартных ДВС. Однако, не всё так однозначно, ведь похожие проекты рождались в КБ по всему миру.
И даже в Советском Союзе в своё время была создана уникальная автомашина. Ей дали дружелюбное название «Пони», а индекс был присвоен 2702. К сожалению, в серию этот ВАЗ не пошёл, но для своего времени был не просто перспективный, а просто прорывной по ряду параметров.
Например, рама и кузов были выполнены из крылатого металла. Да, грузовой коммерческий (!) советский транспорт имел под кузовными панелями настоящую раму. И она тоже была изготовлена из алюминия. К сожалению, наладить сварку в промышленных масштабах по новой технологии на тот момент не удавалось. Но на компромиссы инженеры идти тоже не хотели.

В политехническом институте, где создавался грузовичок, соперничали С. Усов и С. Ивлев. В итоге, рама второго специалиста победила. Это изделие весило всего 67 кг, имело повышенную торсионную жёсткость, имело возможность обеспечить пассажиру и водителю необходимый уровень безопасности. Стоит сказать, что целиком «Пони» весила всего лишь 1144 кг. Это крайне мало для машины, которая могла похвастаться достаточно большой грузоподъёмностью.
За внешность автомобиля отвечал художник Г.В. Грабор. Он сумел придать машине современный и лаконичный вид, который был на острие научно-технического прогресса. Стоит понимать, что эскизов было сделано великое множество. И можно встретить изображения машины с круглыми, квадратными фарами, также отличается по виды передняя часть кабины, расположение боковых зеркал, облицовки кузов и других частей. Поэтому крайне трудно определить, какой именно облик имел наибольшие шансы пойти в серию. Тем не менее, больше всего советский электромобиль напоминал японские кей-кары с бензиновыми двигателями.

Внешний вид салона разрабатывал М.Маркиев. Он сумел создать функциональный дизайн с использованием наименьшего числа материалов. Если посмотреть на переднюю панель, то обнаружится, что она целиком выполнена из металла. И лишь приборы водителя возвышаются на отдельном щитке. В нём же смонтирован блок из клавиш и рычагов управления всеми функциями автомобиля. Несмотря на всю аскетичность, данная конструкция смотрится аккуратно и логично, ничто не раздражает взгляд.
К сожалению, установка кондиционера не планировалась. В проекте было лишь приточная система вентиляции, которая организовывалась через боковые форточки в окнах и вытяжку на потолке кабины. Другой интересной особенностью машины была печка, которая использовала спирт. За основу был взят «вазовский» узел, который и претерпел значительные изменения.

Как размещался энергоблок в машине?
Это вопрос интересный, но имеет очевидный ответ. Точно так же, как и сегодня. Батарейки расположили по центру под полом. Водитель и пассажир при этом сидели внутри колёсной базы, спереди имелся скошенный профиль капота. В задней части машины была расположена приводная ось (на соответствующие колёса). Менять АКБ в машине было предложено сбоку, выдвигая на специальных роликовых тележках соединённые батареи. Во время испытаний этот момент был оценён критически, т.к. требовал доработки, не выполнял своей основной функции.

Проект создавался достаточно быстро. И уже в 1983 году машину отправили на Дмитровку для первых тестов. Как и ожидалось, конструкция потребовал многих изменений. Точнее, эргономика салона, система вентиляции, отопления, управляемость грузовика и другие части нуждались в серьёзной доработке.
В ходе испытаний даже лопнула хребтовая алюминиевая рама, а также части передней подвески. Не спасла даже повышенная жёсткость на кручение. Так уж получилось, что машина с первого раза не прошла все тесты. В 1985-86 гг. автомобиль перенёс значительные трансформации. Максимальная скорость составляла 64 км/ч, а запас хода был 70-110 км в зависимости от режима езды. На борт грузовик брал 400 кг.
К сожалению, в серию машина так и не пошла. Несмотря на все попытки умельцев воскресить проект в рамках уже кооперативных изысканий, в 1988 году был построен последний прототип. После чего дальнейшие исследования были свёрнуты.

Статьи

Комментарии отключены.

    Напишите и мы перезвоним!